Первый год жизни малыша
Первый год жизни малыша – это сверхважный период, состоящий из 2-х этапов: новорожденности (первые 4 недели после рождения) и грудного возраста (от 4-х недель до 1 года). Он имеет решающее значение в умственном, социальном, физическом, психическом и эмоциональном развитии ребенка, поэтому требует особого внимания.
Рождение ребенка – счастливое событие для всей семьи. Новоиспеченные родители с удовольствием и трепетом наблюдают за каждым движением, поворотом головки, новым словом или шагом малыша. Каждый день она удивляет своими достижениями. И это дает повод гордиться ею и утверждать: "Наша доченька (сыночек) - самый умный ребенок в мире!"
Эмоции – это замечательно. Существуют ли критерии развития малыша первого года жизни? Конечно! И, имея необходимые знания, родители могут контролировать процесс, помогая ребенку в приобретении соответствующих навыков.
Новорожденный
Если ваша кроха не похожа на прекрасного лебедя из сказки Г.Х.Андерсена, не беспокойтесь: она обязательно им станет.
А пока у ребенка есть:
- большая удлиненная голова;
- припухшие глазки;
- крепко прижатые к туловищу ручки-ножки;
- тело, покрытое волосиками-пушком (лануго);
- очень длинные ногти на пальцах ручек и ножек;
- плохо развитые бровки и ресницы;
- на лице - милии: белые высыпания, угри и бугорки.
Дыхание - частое и неравномерное (до 60 вдохов-выдохов/мин, сердцебиение -140-160 уд/мин).
У сенсорной системы младенца тоже особенные характеристики.
Органы чувств
- Вкус - хорошо развит: сладкий - успокаивает, другие - возбуждают.
- Обоняние - плохое, однако довольно часто малыши воспринимают запахи в непосредственной близости от себя (например, запах крема на руках мамочки).
- Прикосновение: малыши чувствуют даже легкие и осторожные касания, прохладные руки и т.д.
- Зрение - слабенькое: новорожденный реагирует на свет, но взгляд не фокусирует, наблюдается даже физиологическое косоглазие. У большинства младенцев – серо-голубые глаза.
- Слух: определяется как низкий, но на мощные звуки ребенок реагирует.
Поэтому нужно время, чтобы все показатели достигли установленных норм.
Развитие ребенка по месяцам
Рассмотрим основные физиологические, психологические, эмоциональные, физические изменения на каждом этапе развития ребенка первого года жизни.
1-й месяц
Родителям следует обратить внимание на следующие особенности:
- пупочная ранка полностью затянулась;
- чаще всего ребенок плачет из-за чувства голода, поэтому есть необходимость кормить по требованию;
- озвучивает, улыбается родителям;
- реагирует на голоса взрослых и звуки погремушки;
- может несколько десятков секунд удерживать головку приподнятой, если лежит на животе;
- не просто следит за предметом, а фиксирует взгляд на нем.
Сейчас крик малыша – основной способ его коммуникации. Поэтому родители, понимая это, должны ласково и нежно говорить с ребенком, петь колыбельные, рассказывать сказки. Обязательно брать на ручки, потому что тактильные ощущения очень важны.
2-й месяц
Происходит стабилизация и укрепление навыков, появившихся в первый месяц жизни:
- малыш держит голову вертикально и поворачивает ее в разные стороны, с любопытством оглядывая все вокруг;
- фиксирует взгляд на игрушке, следит за ее перемещением, если видит недалеко от себя;
- может самостоятельно успокоиться на короткое время (положить пальцы в ротик и сосать);
- если ребенок не голоден и его не беспокоят проблемы со здоровьем, довольно долго и протяжно агукает, улыбается;
- интересуется другими детьми;
- издает разные звуки.
Выполняя легкие утренние упражнения, следует как можно больше разговаривать с малышом, петь. Важно изменять интонацию голоса, чтобы ребенок учился его распознавать. Уместными будут мобили, ночники с проекцией: так малыш будет следить за динамикой предметов.
3-й месяц
Заметный скачок в физическом развитии благодаря нормализации мышечного тонуса:
- около минуты малыш удерживает внимание на человеке или предмете (статическом/подвижном);
- активно реагирует на близких людей, которые к нему обращаются, пытается копировать их мимику;
- тянется к игрушке, хочет ее схватить;
- поднимает головку и предплечье, лежа на животике; держится так около 2-х минут;
- опирается ножкой на твердую поверхность (с помощью взрослых);
- вертикально держит головку (на руках у родителей);
- проявления функциональных нарушений пищеварения уменьшаются.
Ребенок активно требует внимания к себе. Если не получает – выражает недовольство. Как ее развлечь? Уместным будет игровой коврик с дугами, на котором висят разные по форме и цвету игрушки и погремушки.
4-й месяц
Появляется серия новых навыков, постепенно снижаются неприятные физиологические симптомы:
- нервная система малыша развивается, исчезают колики;
- он переворачивается со спинки на бок и животик;
- эмоционально реагирует на обращение;
- любит играть;
- чувствует настроение родителей, безошибочно отличает их от окружающих;
- белькочет (появляются попытки произнести первые слоги);
- выполняет хватающие движения (держится за бутылочку во время кормления).
Учитывая, что 4-месячный малыш не только исследует предметы на ощупь, но и прислушивается к музыке, стоит порадовать его игрушками, имеющими звуковые эффекты. Например, вращаются под музыку, вибрируют, двигаются.
5-й месяц
Достижения, которыми удивляет и радует ребенок:
- без труда возвращается со спинки на животик (и наоборот), лежит на нем с опорой на локте;
- крепко опирается на ножки при поддержке взрослых;
- дифференцирует окружающих: плачет, увидев неприятного для себя человека, или улыбается понравившемуся;
- взаимодействует с детьми: лепечет, берет игрушку с руки другого малыша и удерживает при этом;
- хорошо открывает рот во время еды.
Малыш активен, заинтересован во всем, что вокруг. Новые игрушки, коврики, книжечки, кубики пригодятся, способствуя его развитию.
6-й месяц
Продолжается физическое, умственное, эмоциональное и социальное развитие ребенка:
- он сидит без помощи взрослых, качается, ползает;
- опирается на ножки и даже может прыгать;
- реагирует на свое имя и имена близкого круга людей;
- произносит слоги, пытается повторить звуки за взрослыми;
- свободно подползает к интересующему объекту;
- умело пьет и ест из посуды;
- начинается прорезание зубов (появляются центральные резцы).
Да, ваш малыш чрезвычайно коммуникабельный. У него выработался алгоритм устоявшихся действий: есть, гулять и, конечно, играть. Советуем позаботиться о деревянных и магнитных сортерах, молоточках, рельефных прорезывателях для зубов и т.д.
7-й месяц
Начало периода активного энтузиазма к игрушкам. Ребенок играет ими, перекладывает из одной ручки в другую, дает маме.
Какие изменения происходят еще?
- уверенно сидит с прямой спиной, пытается встать на ножки;
- копирует в играх поведение взрослых;
- свободно ползает;
- лепечет, произнося отдельные слоги;
- смотрит в направлении предмета, на который ему указывают
Поэтому магазин игрушек, где друзья семьи, крестные, бабушки и дедушки выберут для малыша подарок – именно то, что нужно! Единственное условие: игрушка обязательно должна развивать.
8-й месяц
Период заметного социального развития. Ваш ребенок уже много умеет, активно играет игрушками, становится любознательным. Кроме того:
- уверенно садится, ложится, поднимается на ножки, стоит, держась за опору;
- знает любимые песни и стишки, просит спеть или включить их;
- произносит первые слова, состоящие из повторяющихся слогов;
- усваивает новые навыки, например, катящий мячик;
- наблюдает за другими детьми, активно реагируя на них;
- самостоятельно ест, крепко держит в руке яблоко, хлеб и т.д.
Обязательно покупайте малышу книжечки, по которым можно изучать животных и звуки, которые они издают, названия предметов, игрушек, людей, частей тела.
9-й месяц
В настоящее время формируются новые привычки, умения и навыки. У ребенка появляются любимые игрушки, происходит активное развитие в когнитивной сфере:
- малыш свободно сидит, при поддержке взрослых - стоит;
- реагирует на просьбы: “дай”, “на”, понимает “нет” или “нельзя”;
- правильно использует предметы, свободно их находит, даже если они не рядом;
- повторяет за родителями движения, действия, звукосочетания;
- может самостоятельно пить из чашечки;
- готов ходить на горшок;
- играет в “ку-ку”;
- берет О-образные вещи указательным и большим пальцами.
В этот период важно заниматься с ребенком, демонстрируя ему книжечки с большими и яркими иллюстрациями, различные карты с изображением животных, овощей-фруктов, игрушек, людей и т.д.
10-й месяц
Закрепляются полученные за 9 месяцев умения и навыки, которые ребенок с удовольствием демонстрирует окружающим. Малыш полон эмоций, с особым интересом реагирует на все вокруг. А также:
- самостоятельно стоит;
- следует взрослым в использовании мелкими предметами;
- поднимается и спускается по лестнице с помощью родителей;
- приносит, берет, отдает, находит предметы и вещи;
- произносит первые слоги, слова, изучает новые.
Процесс познания продолжается, а потому отдайте предпочтение книжкам, развивающим играм, сортерам, кубикам. Все, что окружает малыша, должно учить, побуждая к активному процессу мышления.
11-й месяц
11-месячный ребенок переходит на другой уровень общения с мамочкой: заботится о ней, выражает знаки внимания, даже делает подарки. А также ваша умничка уже:
- активно играет с другими детьми;
- хорошо понимает “можно”, “нельзя”;
- повторяет ранее изученные и изучает новые действия;
- увеличивает словарный запас;
- шагает при поддержке взрослого;
- дифференцирует предметы и игрушки по группам и признакам.
Обязательно продолжайте занятия с помощью книг, учебных карт, постеров и т.д. А самое главное – разговаривайте с ребенком как можно больше, указывайте на все, что его окружает, добавляя языковое обозначение. Готовьте малыша к тому, чтобы он активно заговорил
1-й год
Развитие ребенка до года – важный период в жизни вашего ребенка. Он уже умеет то, что и взрослый человек: ходит, говорит, выражает эмоции, дружит с детьми. И пусть словарный запас всего 10-12 слов или общение с другим малышом продолжается до первой утраченной игрушки, имеем маленькую личность. 1-й год аккумулирует достижения всех предыдущих месяцев. Среди основных:
- ребенок, чередуя шаги, самостоятельно ходит;
- с удовольствием играет с другими детьми;
- узнает родных и близких не только в жизни, но и на фотографиях, видео, ярко выражает эмоции к ним;
- играет игрушками, дифференцирует предметы, выполняет различные манипуляции с ними, используя по назначению;
- выполняет несложные задания;
- поднимает ножку, дает ручку, когда мама одевает;
- самостоятельно берет руками посуду, ставит на стол, пьет из чашки;
- имитирует звуки, копирует слова, произносит основные (около 12);
- средние физические показатели: 8 зубчиков, вес - 10 кг, рост - 80 см.
Маленькая личность готова к познанию мира и яркой счастливой жизни! ISIDA clinic будет сопровождать ее на каждом шагу роста!
Важно!
Конечно, критерии развития ребенка первого года жизни определены, но родителям следует помнить: существуют не только общепринятые нормы, но и индивидуальные особенности. Так что если ваш малыш систематически осматривается педиатром, здоров и улыбчив, но вас расстраивает, что до года он не произнес первое слово или до сих пор самостоятельно не ходит – не волнуйтесь. Он развивается в своем темпе и в ближайшее время обязательно вас удивит!