О важности воспитания малыша с самого раннего возраста, о том, как мамам и папам не стать заложниками стереотипов и выработать свой собственный родительский стиль, рассказывает психолог клиники ISIDA Анастасия БАЖИНОВА.
Анастасия Ивановна, Вы проводите одноименный семинар в рамках проекта ISIDA Weekend. Почему подобные встречи важны?
К моменту, когда люди становятся родителями, у них уже сложилось видение роли матери и отца, представление о том, как растить ребенка. Да, существуют различные подходы к воспитанию, но наиболее глубокое впечатление оставляет собственный опыт. Люди часто воспроизводят модель, которая была в родительской семье. Или же проигрывают антисценарий: например, «меня держали в строгости – значит, мой ребенок не услышит ни единого запрета». Действия могут быть прямо противоположными, однако, по сути, человек остается в плену воспринятой еще в детстве схемы взаимоотношений. Поэтому основная задача наших семинаров – расширить видение родителей, дать им больше знаний о ребенке, о его потребностях. Это позволит им выработать свой собственный стиль, который не будет обусловлен готовыми штампами и внешними стереотипами. В нем не будет и крайностей. Осознанное родительство позволяет быть более внимательным к ребенку, видеть его уникальные особенности, и на основе этого выстраивать взаимоотношения с ним.
На что родителям следует обращать внимание в первую очередь?
Необходимо чаще задавать себе вопросы: каков будет результат моего воспитания, каковы будут наши взаимоотношения с ребенком в дальнейшем? Конечно же, все хотят, чтобы дети были здоровы, уверены в себе, способны взять на себя ответственность. Однако нередко оказывается, что время, когда нужно было поддержать первые проявления самостоятельности малыша, упущено. Так происходит потому, что многие воспитательные меры направлены на то, чтобы контролировать нынешнюю, сиюминутную ситуацию. Ведь ограничить, запретить, наказать намного проще, чем предоставить ребенку возможность для собственных поисков.
Если речь идет о крохе до годика, актуально ли вообще такое понятие, как наказание?
Конечно же, нет! Однако и после года потенциальные польза или вред такого воспитательного воздействия, как «наказание», – вопрос спорный. Родителям необходимо устанавливать для ребенка правила, обозначать, что можно делать, чего нельзя. А вот как быть с нарушениями этих правил: какие наказания приемлемы, а какие нанесут вред детской психике – это очень тонкий момент. Поэтому мне ближе понятие «логические последствия поступков», это альтернатива наказаниям, которая не вызывает у малыша чувства вины и стыда, и постепенно учит его отвечать за свои действия.
А какие подходы важны в ранний период?
На первом месте должно стоять удовлетворение потребностей крохи, ведь грудничок не может позаботиться о себе сам. Игнорирование сигналов о дискомфорте, которые подает младенец, не возымеет обучающего воздействия. В раннем возрасте формируется такое необходимое в будущем качество, как доверие к миру. И чем большей заботой вы окружите своего малыша, тем более гармоничной и уверенной в себе личностью он будет становиться в процессе взросления.
В чем еще нуждается маленький ребенок?
Прежде всего малыш нуждается в движении. Приветствуются массаж, гимнастика, соответствующие возрасту упражнения и все, что совершенствует моторику. Ребенку необходимо создать условия для того, чтобы он мог свободно ползать, манипулировать с предметами, в общем – организовывать собственную развивающую среду. Таким образом стимулируется и развитие интеллекта. В ходе игры маленький человечек будет исследовать мир, прослеживать логические связи. Он будет сам добывать знания, что намного эффективнее, чем попытки родителей преподнести крохе готовые решения. И важный компонент в этом процессе – эмоции. Достаточное количество впечатлений, общение со взрослыми и ровесниками – все это фундамент, на котором строится умение чувствовать и сопереживать.
Желая ребенку самого лучшего, родители наверняка интересуются системами раннего развития.
Сразу подчеркну: раннее развитие и развитие своевременное – это не одно и то же. Программа взросления заложена самой природой. Конечно, можно попытаться форсированными темпами навязать ребенку буквы и цифры, но какую цену он заплатит за это – неизвестно. Психологи отмечают: дети, в воспитании которых акцент был сделан на интеллектуальной составляющей, зачастую испытывают сложности при социализации и в эмоциональной сфере. Задача психолога – рассказать родителям о плюсах и минусах разных методик, а далее – решать им.
Для детей немаловажно и своевременное развитие речи – какие шаги стоит предпринять родителям в этом направлении?
Все очень просто: больше с ребятишками разговаривать! В освоении речи важны все компоненты общения, в том числе и визуальный контакт. Малыш слышит голос взрослого, видит его мимику, следит за артикуляцией и затем пытается копировать.
Поэтому мамина колыбельная или папин рассказ дадут намного больший развивающий эффект, чем аудиосказка, прослушанная в одиночестве. Также помогает в освоении речи развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр, рисования и лепки – взаимосвязь между развитием речи и этими видами деятельности доказана. Но хочу предупредить: ни в коем случае не расстраивайтесь, если ваш малыш к году еще не будет произносить столько же слов, сколько указано в табличках развития, заполонивших интернет. На самом деле современные нормы – гибкие, они учитывают индивидуальные особенности деток. Так что самое главное для родителей – это относиться к своему малышу с вниманием и пониманием.
Лекционная часть наших семинаров выходного дня посвящена закономерностям психического и физического развития ребенка на каждом возрастном этапе, а еще тому, как найти к малышу подход. Затем – живое общение, обсуждение, ответы на вопросы, которые волнуют родителей.
Задайте свой вопрос
Если у Вас появились вопросы, то обязательно задайте их в клинике Isida по телефонам:
0-800-35-92-86 (для украинских операторов связи),
+38-044-455-88-11 (для международных),
через Telegram или Viber по номеру:
+38-097-455-88-11
Также можно задать свой вопрос на специально созданной для этого форме сайта.