Время работы
  • ISIDA Медгородок
  • Понедельник – пятница 8:00 – 21:00
  • Суббота 9:00 – 21:00
  • Воскресенье 9:00 – 21:00
  • ISIDA Оболонь
  • Понедельник – пятница 8:00 – 21:00
  • Суббота 9:00 – 21:00
  • Воскресенье 9:00 – 18:00
  • ISIDA Левобережная
  • Понедельник – пятница 8:00 – 21:00
  • Суббота 9:00 – 21:00
  • Воскресенье 9:00 – 18:00
  • ISIDA Печерск
  • Понедельник – пятница 8:00 – 21:00
  • Суббота 9:00 – 21:00
  • Воскресенье 9:00 – 18:00

Навести порядок в жизни

10 января 2015

Незавершенные дела способны превращаться в черные дыры, беспрестанно поглощающие жизненную энергию. Чтобы такого не произошло, нужно уметь вовремя расставить все точки над «і».

Гардеробная стала похожа на склад некогда модных вещей, на рабочем столе скопились груды бумаг, поход с детьми в аквапарк в сотый раз перенесен на неопределенный срок… Рано или поздно список незаконченных дел разрастается до такой степени, что становится очевидным: объять необъятное невозможно.

Не отпускает прошлое

Забитые полки, куда не помещаются новые вещи – лишь одно из последствий затягивания с решением вопросов. Эта привычка накладывает отпечаток на весь жизненный уклад. Засев в хранилищах подсознания, «долги» не оставляют нам ресурсов на решение актуальных проблем. Оказывается, незаконченные дела помнятся намного дольше, нежели завершенные. Этот психологический феномен называется «эффект Зейгарник» - по имени исследовательницы, доказавшей его экспериментальным путем. Перегруженная память начинает напоминать операционную систему компьютера, на котором открыто слишком много окон. Неудивительно, что в подобном режиме он работает медленно.

Более того, в психологии существует такое понятие, как «незавершенный гештальт»: не до конца пережитые эмоции, незаконченные отношения, несказанные слова – все это привязывает нас к былому, заставляя вновь и вновь проигрывать одинаковые сценарии, и порой наступать на одни и те же грабли. А Новый год – отличный повод для того, чтобы провести ревизию в доме, на работе и… в собственной душе.

5 шагов к свободе

Чтобы разобраться в ворохе незавершенных дел, в первую очередь необходимо сделать следующее.

1. Составьте список проблемных моментов. Если незаконченные дела окажутся на бумаге, это будет способствовать осознанию. Себя-то обманывать незачем! Что-то вспомнилось – значит, ранее оно находилось в недрах памяти и потихоньку тянуло на себя энергию.
2. Отбросьте неактуальное. Жизнь изменчива. Многие вещи, которые мы планировали сделать, со временем теряют свою значимость. Их важно не просто забыть, а забыть осознанно, признав ненужность.
3. Разберитесь в причинах, которые мешают закончить важные дела. Поводов для того, чтобы оттянуть решительные действия, может быть много. А вот основной причиной часто оказывается страх. Он может принимать самые разные формы:

  • Страх реализации. В планах был второй иностранный или еще один диплом, но постоянно находились более важные дела, чем дополнительное образование… Если копнуть поглубже, может оказаться, что человек, отказываясь от возможностей, ведущих к карьерному росту, подсознательно не хочет, чтобы на него возлагали дополнительные обязанности. Успеха тоже можно опасаться!
  • Страх некомпетентности. Внутренний перфекционист так и шепчет: «А вдруг задуманное не получится? Это ударит по имиджу!» Подобные фобии преследуют не только на работе. Боязнь показаться недостаточно красивой, успешной, богатой, умной, обаятельной – явления того же порядка.
  • Страх неопределенности. Любые радикальные действия ведут к переменам в карьере и в отношениях. Однако откладывание решения не нивелирует проблему, наоборот: неопределенность растет как снежный ком.

4.Признайтесь себе. Осознание причин, которые мешают завершить задуманное, – уже половина успеха. Ведь это помогает определить приоритеты. Если карьера второстепенна по сравнению с семьей, значит, необходимо признать: «Мне это не нужно!». Это хороший способ довести дело до логического конца, высвободив ресурсы для новых свершений.
5.Разработайте стратегию достижения. В результате, в списке останутся только самые важные цели. Принцип их решения тот же, что и при уборке в шкафу: нужно разобрать полочку за полочкой. Итак…

  • Отделите важное от срочного. Некоторые вопросы требуют сиюминутного решения, с какими-то, пускай и жизненно важными, можно повременить.
  • Разделите на части. Большие дела разруливаются намного проще, если разделить их на несколько шагов. Например, перед трудным разговором запишите на бумаге претензии или просьбы, осмыслите их, выделите действительно нужное, решите, когда сделать звонок.
  • Определите сроки. Составьте график, назначьте нужные встречи (деловые или личные), поставьте напоминание о них в телефон.
  • Хвалите себя. Совершив каждый шаг, говорите себе: «Я молодец, я это сделала, закрыла «окошко», которое больше не забирает мои жизненные силы».

Эксперт Ирина ЛЕСНАЯ, заведующая отделением реабилитации и психологической поддержки клиники ISIDA

«Незавершенные дела сплетают вокруг человека паутину. Энергия, словно нити, тянется во все стороны, привязывая к несбывшемуся прошлому. Но разорвав ненужные связи, можно, наконец, войти в настоящее, заняться действительно важными вещами, открыть для себя новые горизонты и двигаться к ним с новыми силами».